Последнее движение притягивает мужчину и женщину еще друг к другу. И так они остаются на некоторое время, до того, как они снова разделятся. У людей без эмоциональных нарушений, у которых акт проходит так, как описано выше, за сильным непроизвольным дыханием, завершающим рефлекторную фазу, следует чувство глубокой нежности и благодарности. Все мышцы тела, особенно лица, расслабляются и излучают легкость и здоровье... Это очевидно возможно только у людей, которые нравятся друг другу, понимают друг друга, и у которых обычно гармоничные отношения"(5). Что касается вегетативных реакций, которые сопровождают оргазм и приводят к ощущению потока во всех тканях, то от наслаждения происходят еще и сокращения гладкой мускулатуры внутренних органов. Там, где по каким-то причинам этот непроизвольный поток невозможен, бывают разные последствия:
Разрядка остается узколокализованной и ограничивается только гениталиями и наружной мускулатурой без участия всего тела.
Поверхностное наслаждение от предварительной игры растворяется во время оргазма, не замещаясь более глубоким "жаром" внутренних тканей. После этого остается чувство пустоты или опустошение (Omne animal post coito tristum est. "После сношения все животных грустны, кроме женщин и петухов")
Остается ощущение, что что-то упущено, и оно приводит к ложному следствию - применению еще более сильной "техники" для подготовительной игры ("Как я могу получить от секса еще больше удовольствия?"). Неудовлетворенность может склонить к более интенсивной стимуляции.
Сладострастные фантазии наполняют голову картинами воображаемого (нереального) сексуального удовлетворения, которое вызывается очень легко включением, так называемого, "секса в гопове", с его произвольными механизмами контроля. Достижение реального удовлетворения становится еще более трудным.
Я выделяю три особых уровня сексуальных проблем или сексуальных комплексов (впервые я изложил эти взгляды на конференции по сексуальным проблемам и консультированию на кафедре социологии Саутгемптонского университета в июне 1974 года).
1. Уровень выполнения
Вопрос-опасение звучит так: "Справлюсь ли я?". Здесь речь идет о притязаниях главным образом, уверить партнера в том, что я могу реагировать, как должно "мужчине" или "женщине", а также об импотенции и фригидности. Здесь играют роль больше вопросы достижения, чем удовольствия, страх "отказа" всегда рядом. Секс воспринимается скорее как делание и поведение, чем как взаимная отдача и получение. Как только возникает потребность чего-то достичь или продемонстрировать, преобладающей вскоре становится забота, как справиться с этим. Чувства тепла и любви замещаются боязливыми представлениями, а когда дело доходит до высшей точки, то ее "наступление" превращается в разновидность "хождения". Партнер достиг своей цели, но ценой эмоционального отсутствия.
Часто этот уровень проблем просто показывает, что он/она потерял/а свой контакт с внутренней потребностью в удовольствии и избегает того, чтобы заниматься более глубокими проблемами.
2. Проблемы вины
Здесь идет речь о вопросе: "Это хорошо, это нормально?" Чувство, что определенные виды удовольствия или активности были табу, может приводить к сильному чувству вины. Здесь мы касаемся темы так называемых "перверсий". В эту категорию попадает любая форма сексуальности, которая не подходит к норме. Здесь мы встречаем три "типа" людей:
а. Люди, которые пытаются жестко исключить определенные формы сексуального выражения либо из-за чувства вины, либо из-за того, что это кажется неестественным. Этим они блокируют, естественно, большую часть общего процесса удовольствия. К этой группе относятся также все те, кто из страха каким-либо образом унизитсья загоняют свои сексуальные контакты в определенные рамки (они пытаются, например, все время миссионерствовать из страха, что кто-нибудь подумает, будто они пассивны; или они избегают оральную любовь из страха, что подумают, будто они инфантильны и т.д.).
б. Люди, которые пытаются ригидно исключать все формы сексуальности, кроме одной особой, за которую они стереотипным образом цепляются. Депо тут не в том, что они не получают удовольствия в их специфической форме, а в том что их совершенно особое условие сексуального удовлетворения приводит к проблеме поиска соответствующего партнера. Для этих людей их сексуальная склонность является не освобождением, а тюрьмой.
с. Люди, которые имеют "перевернутую" мораль и совершенно сознательно ищут отклоняющиеся формы сексуального самовыражения, но исходят при этом не из реальных чувств, а скорее, напротив, из их недостатка. Это позволяет им жить без каких-либо чувств, ради вкуса телесных удовольствий (бесстыдно) или без личной ответственности (невинно): "Что плохого в насилии, если это доставляет мне удовольствие". Потребность в сексуальных экспериментах, в расширении границ и обращении других к этой новой "норме" является важнейшей частью современной псевдосексуальной революции, которую мы проходим, как реакцию на уходящую эру сексуального угнетения. Ловушки этого культурного обновления уже описаны детально George Frankl(6), David Holbrook(7} и мною в двух статьях этого журнала (8,9).
Мы, люди, склонны к сильным предубеждениям в области сексуальных склонностей моралистического характера (нездоровое, извращенное, незрелое) или перевернутой морали ("Ты даже не представляешь, что ты упускаешь", "Как-нибудь попробуй это". "Это намного лучше таким способом"). В конечном счете, самое ясное направление дает нам простая биологическая реальность: чтобы сексуальная связь давала глубокое удовольствие, должны быть задействованы рефлекторные двигательные каналы, а сознательное руководство разума оставлено. При подлинном различении речь идет не о "нормальной" и "ненормальной" или "моральной" и "аморальной" сексуальности, а о различии между поверхностным и глубоким удовольствием между произвольным, от головы запущенным процессом и непроизвольным процессом органической включенности, отдачи.
Самый глубокий уровень сексуальных проблем лежит поэтому не в области выполнения или вины, а в области идентичности.
3. Проблемы личностной идентичности
Трудности в этой области вращаются вокруг основного вопроса: "Достоин ли я любви?" Тот факт, что кто-то является сексуально привлекательным, не имеет недостатка в сексуальных партнерах, имеет явно "нормальный" оргазм и т.д., не означает, что он обязательно чувствует себя по-настоящему любимым или достойным любви. Многих людей это основополагающее чувство, что они недостойны любви гонит к сексуальным излишествам, чтобы получить хотя бы немного тепла и контакта. Если кто-то в детстве чувствовал себя нелюбимым, то сексуальные отношения будут вызывать у него сомнение: "Может быть он любит только мое тело?", "Может она останется со мной только до тех пор, пока я ее удовлетворяю?" и т.д. Наша культура не знает других способов, кроме секса, когда мы хотим телесно свое отношение друг к другу. Основная потребность, чтобы тебя держали и заботились, является прегенитальной потребностью. Это базовая безопасность, из которой вырастает способность к полноценному оргазму. Если она отсутствует, мы вовлекаемся в сексуальные контакты прежде, чем мы эмоционально к этому готовы.
"Другой проблемой пациентов является инфантильное качество их любви. Привлекательность другого и потребность в другом человеке очень сильны, но они порождаются скорее потребностью получать удовольствие (чтобы тебя держали и любили), чем взрослой потребностью давать и брать, вызывать возбуждение и расслаблять". Лоуэн(10).
Потребность в близости другого человека действительно идет от сердца, но сексуальность, которая из этой потребности вырастает, склонна разбивать сердца. Одна женщина сказала мне:
"Ты находишься в самом одиноком месте на этой земле, когда лежишь бок о бок с тем, кто на самом деле не с тобой".
Личностная идентичность, основанная на хороших ранних отношениях и на интенсивном чувстве собственного тела и собственного бытия в мире - это устойчивый базис для пирамиды сексуальности, вершиной которой является оргазм. Эта пирамида, конечно же, плохо стоит на своей вершине, т.е. вверх ногами. Сексуальная радость и удовольствие, как бы сильны они ни были, сами по себе не удовлетворяют потребность быть любимым. Если бы это было так, в сексуально свободной культуре не было бы так много людей с шизоидной деперсонализацией. Люди, которые тянут за собой из детства личностные проблемы. получают поддержку и реализацию, которых ищут, ни в коем случае не в сексе, так как для секса нужен человек, который может себя полностью отдавать. Чтобы вступить в сношения с кем-то, нужно сначала быть независимым. Сексуальность - это цветок, а не корень.
Мы можем рассматривать три разновидности сексуальных проблем как уровни, которые соответствуют трем уровням структур характера, описанным Райхом. Уровень действий - это верхний слой. 3десь люди пытаются приспособить свой сексуальный образец к социальным ожиданиям, стандартам достижения и т.д. Уровень вины - это средний спой, т.е. уровень вторичных потребностей, радость и удовольствие, смешанные с невротической виной и глубинными слоями мышечного и органического удовольствия, которые избегаются и не достижимы. К первичному уровню (ядру) относятся базовые потребности быть любимым и признанным как целостное, чувствующее человеческое существо. Некоторые из основных особенностей шизоидной личности - это неуверенность в своей ценности и сомнение в значимости своего существования. Они, как показал Лоуэн в книге "Измена телу"(11), до известной степени являются основополагающими при всех невротических состояниях.
Чисто сексологическое консультирование (по Master's & Johnson) может поэтому помочь без сомнения в проблемах и не неуверенностях первых двух уровней. Для решений на третьем, первичном уровне необходима, разумеется, более глубокая форма терапии. Хотя Райх в свое время и назвал свою терапию "Оргазмотерапией", он практиковал, безусловно, не какой-то вид непосредственной сексуальной терапии. Он работал больше с выразительным языком жизненности, с базовыми эмоциями радости, гнева, печали, покинутости, тоски и беспомощности. Только когда эти вопросы по большей части разрешены, может расцвести внутренняя сексуальная привлекательность человека. Человек может отдать себя любви тогда, когда у него есть это я, которое можно отдать. В этом смысле в глубинных формах терапии есть пути и средства, чтобы прийти в контакт с отщепленными частями, так что на определенном уровне мы переживем второе рождение, которое позволит нам в значительной степени освободить нашу сексуальность от всего, что ее искажает и позволит ей проявить в себе свою глубинную и сущностную правду.
1. Lowen, Alexander, Physical Dynamics of Character Structure, Grune&Stratton, New York 1958
2. Mott, Francis. Biosynthesis: universal design of a configurational
psychology, David Mackay, Philadelphia 1948
3. Reich Wilhelm. The Function of the Orgasm, Orgone Institute Press,
Mew york 1942
4. Lowen Alexander. Movement and feeling in Sex, in: Encycloped Sexual Behaviour, Hg.Albert Ellis. Hawthorn Books, New York 1961
5. Feldenkrais Moshe. Body and Mature Behaviour, Routledge and Kegan Paul, London 1948
6. Frankl, George. The Failure of the Sexual Revolution, Kahn and Averill, London 1974
7. Holbrook, David. Sex and Dehumanisation, Pitman, London 1972
8. Boadella, David, The return of the repressed, in: Energy & Charakter, Bd.3, №2. Mai 1972
9. Boadella, David, Moralism, pornography and encounter. In: Energy & Character, Bd.4, Pir.1, Jan. 1973.
10. Lowen Alexander. Love and Orgasm. Staples Press, London 1966.
11. Lowen Alexander. Betrayal of the Body. Macmillan, New York 1967.